Телефон/факс:  +7(499) 445-55-74
+7 (915) 475-14-69

История


 

Кадры Научного центра  - «Охрана биоразнообразия» формировались еще в советское время. Работая в ведущих учреждениях страны – ВНИИ природа, ИГАН, МГУ, НПО «Родон», Правительство Москвы, проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия России» - будущие специалисты Центра участвовали в подготовке главных стратегических документов по охране животного и растительного мира – от Постановлений Правительства РФ до Национальных Стратегий. Вот некоторые из этих документов:

● Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1342 «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира».
● Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц».
● Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1049 «О заключении Соглашения об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания».
● Методика составления регионального кадастра животного мира (М, 1997).
● Проект Правил по ведению государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира России (М., 1998).
● Стратегия сохранения водно-болотных угодий Российской Федерации (М., 1999).
● Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России (М., 2002).
● Проект Федерального Закона «Об охране и использовании водно-болотных угодий» (М., 2002).
● Информационный обзор «Водно-болотные угодья России» Т.1 (Водно-болотные угодья международного значения), М., 1998.
● Информационный обзор «Водно-болотные угодья России» Т.3 (Водно-болотные угодья перспективного Рамсарского списка), М., 2000.

В силу целого ряда обстоятельств в стране – от непрерывной реорганизации природоохранных органов до общего ослабления интереса общества к проблемам охраны природы – большинство разработанных стратегических документов так и остались не реализованными на практике.

Все это подталкивало специалистов Центра к поиску новых форм работы и реализации своих идей.

Так родилась мысль создания независимой, хозрасчетной организации, на базе которой можно было бы более эффективно внедрять в практику свои разработки, реализоваться как специалистам и гражданам своей страны.

Такая организация была создана в 1993 г. как ЗАО «Центр по изучению мигрирующих животных Евразии», впоследствии преобразованный в ООО «Научный центр – Охрана биоразнообразия».

Стратегия действий Центра – «обкатка» теоретических наработок в реальных условиях на конкретных регионах – полигонах. Достигнутые практически значимые результаты должны популяризироваться для других субъектов РФ.
В условиях формирующихся рыночных отношений в России – найти заинтересованных заказчиков работ или спонсоров для реализации природоохранных программ было делом не легким. Началась кропотливая работа…
На сегодняшний день Центром достигнуты следующие результаты.


Создание региональных кадастров животного мира.
    
В научном мире дискуссий о кадастре животного мира было много, но на практике эта идея еще ни разу не была реализована. Существовало даже мнение, что это вообще невозможно.

Показывая привлекательность кадастра как основы расчета ущерба, наносимого животному миру различными видами хозяйственной деятельности, начался поиск союзников. Первым плацдармом в решении проблемы стал Ямало-Ненецкий автономный округ.

При активном содействии члена Совета директоров Центра - В.И.Азарова на нашу инициативу откликнулся Председатель Комитета по экологии Пуровского района Ямало-Ненецкого АО - В.М.Мельников – ныне глава Администрации Красноселькупского района ЯНАО. Комитет изыскал финансовые средства на 3-х летнюю программу «Создание кадастра животного мира Пуровского района Ямало-Ненецкого АО».

Такая программа с проведением масштабных полевых исследований была выполнена в 1994-1996 гг.

Идея необходимости кадастровых оценок животного мира и природных ресурсов в целом постепенно проникала в умы государственных чиновников.

На Центр поступают заказы о создании кадастра животного мира Астраханской и Псковской областей, но самые важные события разворачиваются в Ямало-Ненецком АО. По инициативе Администрации Округа здесь начинается реализация программы «Ресурсы Ямала». В программе запланирована инвентаризация всех видов природных ресурсов – от углеводородного сырья, оленьих пастбищ, до ресурсов животного и растительного мира. Создание кадастра животного мира поручается нашему Центру.

Работа строилась по принципу инвентаризации объекта исследований по отдельным административным районам Округа. В плане очередности работ приоритет отдавался районам, подверженным наибольшему антропогенному воздействию. На один административный район отводилось два полевых сезона, с получением базовых результатов. Третий год отводился на окончательную доработку материала.

В процессе сбора полевого материала широко использовалась авиация и водный транспорт, спутниковая связь, новейшие навигационные приборы, материалы космической съемки.

На полевые обследования огромных территорий Округа потребовалось большое число высоко квалифицированных специалистов широкого диапазона – от умения определять птиц по голосам, до дешифровки материалов космической съемки, умения работать в сложных природных условиях.

Для эффективного сбора полевого материала понадобилась доработка существующих методик и создание новых. Так родился строго унифицированный пакет методического обеспечения с компьютерными программами по обработке полевого материала:

1. Методика полевой инвентаризации местообитаний животных.
2. Методика комплексного учета птиц.
3. Методика учета водоплавающих птиц.
4. Методика учета рептилий и амфибий.
5. Методика зимнего учета охотничьих животных.
6. Методика учета мелких млекопитающих.
    
При обобщении кадастровой информации животного мира проявились новые методологические проблемы:
    
● как послойно из самых разных материалов – от материалов космической съемки до лесотаксационных карт и полевых описаний - построить территориальные (картографические) основы, объективно отражающие распределение животных в пространстве;
● как из собранных, подчас весьма не полных данных, рассчитать объективные показатели численности животных, помятуя об огромных колебаниях этих показателей в разные годы;
● как максимально компактно и удобно для пользователей систематизировать кадастровую информацию по отдельным видам животных, по всей совокупности данных для той или иной территории.
    
Коллектив исполнителей работ, связанный жесткими рамками квартальной и годовой отчетности для Заказчиков многократно «прокручивал» огромный поток информации в поисках оптимальных вариантов решений.
    
Постепенно, год от года, от одного административного района к другому кадастры принимали все более стройный и законченный вид.
    
Подготовка картографических основ для расчета численности животных осуществлялась совместно с ЗАО «СибГео», а вся кадастровая информация загружалась в единую базу данных ОАО «СибНАЦ» (г.Тюмень).
    
К расчету численности специфических групп животных (мелкие грызуны, амфибии, рептилии) привлекаются лучшие научные коллективы страны – Институт географии РАН, Институт биологии СО РАН, ГУ «Центрохотконтроль» и другие организации.

Рождается новый пакет методик по обобщению информации, то есть методология создания регионального кадастра животного мира:

1. Методика инвентаризации местообитаний животных, в том числе создание территориальных (картографических) основ.
2. Методика эколого-ресурсно-стоимостных характеристик отдельных видов животных.
3. Методика комплексной (ресурсно-стоимостной) оценки территории.
4. Компьютерные программы по систематизации и анализу кадастровой информации.

Концептуальные разработки по региональному кадастру животного мира публикуются в печати.

На сегодняшний день итоги по проблеме кадастра животного мира выглядят следующим образом.

На основании опыта создания кадастра животного мира Ямало-Ненецкого автономного округа, Астраханской и Псковской областей разработана концепция кадастра животного мира, методология обработки и систематизации кадастровой информации.

Региональный кадастр животного мира представлен разделами:
    инвентаризация местообитаний животных;
     ресурсно-эколого-экономические характеристики отдельных видов;
     комплексная оценка региона по административным и природным районам, по типам местообитаний.

Кадастровая информация систематизируется в виде геоинформационой системы, позволяющей решать задачи сохранения биоразнообразия и устойчивого использование биоресурсов, в том числе:
■ расчет ущерба животному миру при различных видах хозяйственной деятельности;
■ расчет арендных площадей природопользователей;
■ расчет природной ренты;
■ проведение экологической экспертизы;
■ обоснование квот добычи охотничьих животных и общей стратегии развитии охотничьего хозяйства;
■ разработка мероприятий по охране животного мира;
■ мониторинг состояния животного мира, ведение Красной книги;
■ инвентаризация ООПТ и совершенствование их сети в регионе, создание эконета;
■ совершенствование уровня экологического образования и просвещения.

Эксклюзивные территориальные основы – составная часть любых проектов Центра. Специальные карты местообитаний животных разрабатываются с использованием современных ГИС-технологий для характеристики типов местообитаний животных и степени их антропогенной нарушенности.

Карта местообитаний животных – территориальная основа кадастра животного мира, необходимая для организации учетов животных, экстраполяции полученных данных и оценки их ресурсов.

Карты местообитаний животных используются также:

■ для подготовки экологической экспертизы;
■ при расчетах платежей за ущерб живой природе;
■ для инвентаризации особо охраняемых природных территорий;
■ для выявления особо ценных территорий требующих особых мер охраны;
■ при подготовке программ восстановления редких видов животных.


Проблема экономических механизмов сохранения биоразнообразия.
    
В условиях формирующихся рыночных отношений в стране проблема экономических механизмов сохранения биоразнооразия выглядела «не паханной, заснеженной целиной». Идеологи Центра, понимая важность создания экономических механизмов сохранения биоразнообразия, предлагают целый спектр мер:

● включение основных параметров биоразнообразия в экономическую систему страны;
● экологизация налоговой системы;
● изменение базового принципа в налогообложении, а именно переход от налогообложения, рассчитанного на конечный результат производства (прибыль), к прямому природоресурсному обложению, базирующемся на учете вовлекаемых в производство природных ресурсов (рентная система налогообложения) – См. статья «Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия России» (В.Г.Кривенко, В.Г.Виноградов, М.В.Мирутенко, 2004).
    
В системе экономических механизмов сохранения биоразнообразия на текущий момент наиболее реалистичной мерой было очевидным создание более простых «правил игры».
    
На собственные средства Центр создает творческий коллектив и в содружестве с ЗАО «ОКАЭКОС» разрабатывает Методику оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения среды их обитания. И не только разрабатывает, но и утверждает ее в системе Госкомэкологии РФ как нормативный документ (2000 г.). До сих пор методика является единственным федеральным документом данного профиля.
    
Разработанная Методика оценки вреда животному миру, как практический результат была лишь первым шагом. Проблема создания экономических механизмов сохранения биоразнообразия оставалась все еще слабо разработанной. Возникла масса новых вопросов:
    
● как объективно оценить стоимость особи того или иного вида животного;
● как определить стоимость животного и растительного мира конкретной территории;
● как определить масштаб негативных воздействий на животный мир и выразить это в денежном выражении;
● кому выплачивать ущерб и в каком порядке, так чтобы эти суммы тратились на целевые нужды.
    
Существующая законодательно-нормативная база по всем возникшим вопросам не давала четких и однозначных ответов.
    
И снова плацдармом для работ становится Ямало-Ненецкий автономный округ.
    
Совместными усилиями Администрации Округа, нашего Центра, ЗАО «СибГео» и Ангарского землеустоительного предприятия Роскомзема РФ внедряется комплекс методик оценки по расчету ущерба биоресурсов:
1. «Методика расчета убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства (оленеводства) и сопутствующих промыслов при изъятии, самовольном захвате и порче земельных угодий территорий традиционного природопользования Ямало-Ненецкого автономного округа» утверждена постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июня  2004 года N 218;
2. Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира или нарушения среды их обитания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждена постановлением Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 августа 2005 г. N 86-А.

Региональная специфика расчета ущерба позвоночным животным прорабатывается через ряд показателей – среднемноголетние величины прироста популяций отдельных видов, коэффициенты реагирования видов на антропогенные воздействия.
    

В Округе создается полноценная система оценки ущерба основным биоресурсам региона. Согласно федерального законодательства суммы ущерба поступают на счет районных Администраций.

С 2003 г. в бюджет Округа начинают поступать значительные суммы средств.
    
Важным моментом внедряемой в Округе системы выплат ущербов было соответствие этих действий федеральному законодательству. За основу таковых была взята ст.77 Федерального Закона (Об охране окружающей среды» (№ 7 от 10.01.2002 г.). Данной статьей Закона определена обязанность возмещения полного вреда окружающей среде, как в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, так и в связи с осуществлением разрешенной хозяйственной и иной деятельности. Согласно п. 3 ст. 77 указанного Закона вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

На примере Ямало-Ненецкого автономного округа было показано, что вложенные в создание кадастра деньги окупаются, а полученная информация становится универсальным инструментом для решения самых разных природоохранных задач, в первую очередь создание экономических механизмов сохранения биоразнообразия.

Перспективы создания системы сохранения (защиты) биоразнообразия, путем создания кадастра животного мира региона и методики оценки ущерба, открываются для всех субъектов РФ. В тоже время имеются и слабо проработанные вопросы, так как действующая федеральная Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения среды их обитания является документом рекомендательного характера.

Для субъектов Российской Федерации, которые не имеют собственных методик и кадастровой информации очевиден стимул для разработки и утверждения региональных методик. Такие методики должны разрабатываться с учетом природных особенностей каждого конкретного региона. Их применение позволит регионам более полно производить оценку причиненного вреда, и таким образом повысить суммы, поступающие в региональные бюджеты, эффективно на рыночных принципах защищать биоразнообразие.

Инвентаризация, мониторинг и планы управления особо охраняемыми природными территориями

Создание планов управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) стало модной проблемой. Обозначился и интерес к созданию кадастров ООПТ, который определился Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения кадастра особо охраняемых природных территорий».

На этой волне стали появляться планы управления ООПТ, объемом в несколько страниц. Появились и справочные материалы с краткой, в несколько строчек характеристикой по каждому ООПТ России, которые стали называть кадастром. Несомненно, это была полезная информация, но это было не то, что изначально подразумевалось.

По стратегии Центра кадастр ООПТ – это инвентаризация биоразнообразия с детальной ресурсной и стоимостной оценкой. Планы управления ООПТ должны базироваться на экономических расчетах по всем видам деятельности (бизнес-планы). Возможность показать нужный уровень проработки проблемы – представилась.
    
По заказу Правительства Москвы реализуется программа по инвентаризации природных комплексов 12-ти природных парков и заказников г.Москвы.

По международным грантам от Секретариата Рамсарской конвенции разрабатываются планы управления водно-болотными угодьями международного значения: Дельты Волги, дельты Кубани, 4-х угодий Камчатки.
    
В основе этих разработок лежала все та же инвентаризация ресурсов животного мира и их местообитаний.

На таких же принципах базировались проекты внутрихозяйственного устройства ряда охотничьих хозяйств - ФГУ «Госохотхозяйство «Астраханское», ОАО «Волга-Дельта»; биологических заказников окружного значения Ямало-Ненецкого АО. – «Ямальский», «Полуйский», «Собты-Юганский», «Полярно-Уральский» и «Горнохадатинский» и другие, природных заказников федерального значения «Муромский» и «Клязьминский».

В итоге работ по данному направлению складывается строгая система. Задача инвентаризации особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и создания планов их управления выполняется путем проработки следующих вопросов:

● детальная инвентаризация территории, включающая различные природные характеристики, ресурсно-стоимостную оценку биоразнообразия, локальных, наиболее ценных участков;
● выявление угроз для природных комплексов территории;
● оценка рекреационного потенциала ООПТ;
● оценка состояния материальной базы и охраны;
● разработка плана деятельности с экономическими расчетами, в том числе мониторинга (бизнес-план);
● картографическая интерпритация данных и зонирование территории.

Оценка воздействия техногенных объектов на биоразнообразие.
    
Эта важная проблема родилась после выхода Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995 г.). Данным законом определены общие положения о компенсациях негативных последствий на природную среду. Но, отсутствие последующих нормативных актов в развитие закона свели эффективность Закона к «нулю».
    
Спектр вариантов техногенных воздействий на многообразие животного мира огромен и эту проблему можно изучать десятилетия. Нужен был быстрый и простой вариант решения, пусть даже не всегда учитывающий все нюансы в тончайших нитях взаимосвязей антропогенных воздействий на тот или иной вид животного. Была очевидной необходимость некоторой формализация проблемы, некие «правила игры».
    
Такой экспресс-вариант методики был разработан. В его основу были положены величины (проценты) снижения численности вида животного от среднемноголетней нормы, которая принималась за единицу (или 100%). В зависимости от вида воздействия и удаленности от его эпицентра масштаб воздействия снижался от единицы до 0,1.

На Центр от ЗАО «Ямалгазинвест» - ОАО «Газпром» поступают очень специфические заказы по оценке воздействия на животный и растительный мир в процессе строительства газопроводов на трассе «Оханск-Киров», проходящей через Удмуртию, Пермскую и Кировскую области, на трассе «Бованенково-Ухта», «Починки-Грязовец». В ряде случаев газопровод проходил через земли ООПТ. Одной из главных задач, которую необходимо было решить – допустимость, с позиций соблюдения природоохранного законодательства – строительства или реконструкции газопроводных систем на территории заказников.

Параллельно, как бы на второй чаше весов, следовало разработать комплекс компенсационных мероприятий по снижению негативного воздействия на охраняемые объекты этих территорий.
    
В одном случае - из нового крупнейшего месторождения углеводородного сырья на Ямале «Бованенковское» нужно было вести газ в Европу. Путь газопровода лежал через огромный по площади биологический заказник окружного значения «Ямальский».
    
В других ситуациях в природных заказниках федерального значения «Муромский» и «Клязьминский» (Владимирская и Ивановская области) - газопроводные системы уже существовали в течение 20-ти лет и предельно износились. Прокладка еще одной трубы в «техническом коридоре» старой позволила бы временно отключить действующую для ее ремонта.
    
Во всех случаях предстояло решать сложный комплекс проблем: допустима с позиций природоохранного законодательства прокладка газопровода через особо охраняемые природные территории, соответствуют ли проектные технические условия строительства газопровода законодательству по охране природной среды.
    
Для того, чтобы объективно оценить потенциальный масштаб антропогенных воздействий будущего газопровода и разработать комплекс компенсационных мероприятий использовался отработанный метод кадастровой оценки, но уже не только животного, но и растительного мира, то есть осуществлялась полная инвентаризация биоразнообразия с обязательной ресурсно-стоимостной оценкой.
    
Стараясь сделать максимум полезного для конкретного заказника Центр не ограничивался исследованиями только в зоне воздействия газопровода, а проводил инвентаризацию биоразнообразия всей его территории. Таким образом, за счет средств проекта руководство заказника получало ценнейшую информацию (кадастровый паспорт) так необходимую для дальнейшей деятельности заказника.

Одной из основ работы была карта растительности и местообитаний животных, создаваемая на материалах космической съемки и специальных полевых исследованиях. Эта территориальная основа позволяла сформировать стройную систему данных о видовом составе и распределении в пространстве растительных сообществ, в том числе уникальных видов растений, занесенных в Красные книги. На этих же принципах систематизировалась (выстраивалась) информация о животном мире.
    
Такой подход позволял создавать самые различные аналитические карты – видового биоразнообразия территории, численности и стоимости животных и многое другое.
    
В конечном итоге вырисовывалась картина наиболее ценных участков и общее районирование (зонирование) данного ООПТ, масштаб воздействия газопровода на природные комплексы заказника, стоимостная величина ущерба, который этот промышленный объект нанесет животному миру и его местообитаниям. Самое же главное – на основе всех данных разрабатывался максимально полный комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия газопровода на биоразнообразие заказников.
    
Для разных ООПТ этот комплекс был весьма различен. Так, для биологического заказника окружного значения «Ямальский» обосновано изъятие узкой полосы земель под газопровод из территории заказника (0,7 % этих территорий), а взамен этого - присоединение к нему двух сопредельных участков, увеличив таким образом его площадь на 5,6%. Предложено также создать несколько вариантов охранных зон, вдоль границ заказника. Рассчитанная сумма выплаты за ущерб животному миру составила 41,0 млн. руб.

Проектная разработка завершилась выходом постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 марта 2008 г. № 83-А. «Об изменении границ государственного биологического (ботанического и зоологического) заказника регионального (окружного) значения «Ямальский».
    
В природных заказниках федерального значения «Клязьминский» и «Муромский», помимо денежного возмещения ущерба в качестве одной из компенсаторных мер, предложен разнообразный комплекс мероприятий по воспроизводству животных – рыб, охотничьих птиц и млекопитающих, специальные меры по сохранению русской выхухоли, по предотвращению гибели амфибий и рептилий во время строительства газопровода.

В итоге для оценки воздействия на биоразнообразие и решения природоохранных задач при осуществлении хозяйственных проектов сформирована следующая серия действий:

● инвентаризация биологического разнообразия для зоны воздействия, а на ООПТ – для всей его территории;
● оценка характера и масштаба техногенных воздействий на животный и растительный мир;
● зонирование территории по ценности биоразнообразия и антропогенным нагрузкам;
● расчет величины денежного возмещения ущерба животному миру;
● корректировка технических условий строительства с позиций соблюдения природоохранного законодательства;
● программа мероприятий по охране и воспроизводству редких видов животных и растений, охотничьих животных, ресурсов рыб;
● картографическое обобщение основной информации с программным обеспечением.

В процессе реализации проектов разработан типовой перечень технических условий строительства газопроводов и их содержание, природоохранные регламенты, обеспечивающие минимальный ущерб биоразнообразию, особенно для редких видов животных и растений.
    
Обоснование возможности прокладки или реконструкции газопроводов на территории заказников потребовало серьезнейшего анализа законодательства по охране окружающей среды. На его основе разработаны грамотные, легитивные процедуры. Для их реализации осуществляется тесное взаимодействие с государственными природоохранными органами и администрациями регионов.


Опыт оценки ресурсов животного мира на всей территории России
    
То, что региональный кадастр животного мира – реально выполнимая задача – доказано на примере Ямало-Ненецкого автономного округа и ряде других регионов. А можно ли сделать кадастровую оценку какой-либо массовой группы видов животных для всей России?

Решая эту задачу, Центр с 1996 г. разрабатывает и реализует межрегиональную программу «Создание системы мониторинга и охраны водоплавающих птиц России».
    
Призыв к участию в программе направлен во все 89 субъектов Российской Федерации. Она была поддержана Госкомэкологией РФ. Откликнулись и регионы. Более 40 субъектов нашли необходимые средства на выполнение программ, а 26 регионов оказали помощь имеющейся информацией по ресурсам водоплавающих птиц.
    
Для оценки ресурсов водоплавающих птиц разрабатывается специальное районирование территории России. Для районирования впервые используется зональный и регионально-типологический принципы. Вся площадь страны делится на 47 природных районов, для каждого их которых характеризуется специфика биоразнообразия и ландшафтов. Такое деление территории в перспективе пригодно для расчета ресурсов любых групп позвоночных животных.
    
После 5-ти летних усилий была создана подробнейшая база данных по ресурсам водоплавающих птиц России, которая помещается на сайте BIODAT. Ее результаты были переданы также во все субъекты Российской Федерации. По собранным материалам опубликована монография «Птицы водной среды и ритмы климата Северной Евразии».

В системе разработанных мер по охране водоплавающих птиц предложено: расширение сети водно-болотных угодий международного значения по специально обоснованному списку; квотирование добычи на основе расчета модели движения ресурсов мигрирующих птиц по путям пролета; многолетний мониторинг состояния популяций.
    
Полученный опыт оценок ресурсов животных на больших территориях вдохновил на следующие шаги. Так родились оценки численности околоводных и морских колониальных птиц России. В этой работе огромная помощь оказана специалистами других организаций – д.б.н. П.С.Томковичем, к.б.н. Ю.Б.Артюхиным, Г.М.Тертицким.

Для равнин Европейской части страны и Западной Сибири, совместно с Институтом биологии СО РАН выполнено фундаментальное исследование по населению птиц, которое издано в виде монографии «Птицы равнин Северной Евразии».

Охрана водно-болотных экосистем

Сотрудники Центра приняли ключевое участие в программах российского представительства Wetlands International по разработке Стратегии сохранения водно-болотных угодий Российской Федерации (1999), в подготовке информационных обзоров по водно-болотным угодьям России международного значения (1998), перспективного Рамсарского списка России (2000) и юга Дальнего Востока (2005).

Одновременно разработана методология инвентаризации водно-болотных угодий, прогноз состояния этих угодий и приоритеты охраны в ближайшие 15 лет.

Разработка технологий разведения ценных видов животных, реинтродукция


В содружестве с ГУ «Центрохотконтроль» и другими организациями успешно решаются и специфические вопросы – технология разведения сайгака в неволе, полувольное разведение кабана, промышленное разведение фазана, серой куропатки, кряквы в ФГУ «Госохотхозяйство «Астраханское», оценка результатов и перспектив реинтродукции овцебыка в Приполярном Урале.

От прикладных разработок к теории

Решая кадастровую задачу – расчет среднемноголетних показателей численности животных и помятуя о многократных колебаниях численности животных за десятилетия Центром использован весь арсенал имеющихся знаний по проблеме и выдвинуто ряд теоретических концепций. Так родились научные трактаты:
    
1. Закономерности многолетних изменений численности и ареалов животных Северной Евразии.
2. Прогноз изменений климата Евразии с позиций его климатической динамики.
3. Концепция природной циклики и некоторые задачи хозяйственных стратегий России.

Компьютеризация работ – одна из главных задач Центра

Огромный накапливающийся материал по численности животных и их местообитаниям потребовал разработки специальных компьютерных программ для хранения, систематизации и анализа материала. Такие программы были созданы.

В настоящее время Центр обладает уникальной базой данных по кадастровой информации, которая может стать эталоном ГИС регионального и федерального уровней.


Нормативно-правовое обеспечение

Перспективным направлением деятельности Центра является участие в разработке проектов нормативных актов в области охраны окружающей среды, юридическая консультация (в том числе в режиме Он-Лайн), а также юридическое сопровождение проектов связанных с вопросами охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Отдельным направлением деятельности Центра является совершенствование методологии по порядку (процедуры) исчисления ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания.
В настоящее время единственным документом федерального уровня на основе которого осуществляется исчисление ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания является Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания (утв. Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г.) Методика является документом рекомендательного характера и имеет ряд недостатков.
Так, например Методикой предусмотрено исчисление ущерба лишь для небольшой группы животных – наземных позвоночных. Остальная часть объектов животного мира - почвенная фауна, водная фауна, птицы и др. остались вне рамок Методики.
На практике получается, что из суммарной стоимости позвоночных животных конкретной территории (рептилии, амфибии, все группы млекопитающих, птицы) ущерб рассчитывается и выплачивается только в отношении животных, отнесенных к объектам охоты, а также видов занесенных в Красную книгу РФ, что составляет 3-7 % общей стоимости от всего видового разнообразия позвоночных животных.
  Еще одной правовой проблемой при возмещении ущерба является отсутствие регламентации порядка выплаты уже исчисленного ущерба. Так, например бюджетное законодательство не содержит кодов в бюджетной классификации для ущерба объектам животного мира, что на практике приводит к торможению процесса исчисления и выплаты ущерба.
Совершенствование методологической основы по исчислению ущерба напрямую связано с совершенствованием шкалы такс для исчисления размера взыскания за ущерб животному миру. Действующие таксы (утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 724; от 25 мая 1994 г. N 515 и приказом Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1999 г. N 399), которые также имеют ряд недостатков и требуют внесения изменений, в части дополнения ряда объектов животного мира.  
Таким образом, в ходе совершенствования проблемы исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира необходимо:
1. Расширить список объектов животных для оценки ущерба, в частности – водных беспозвоночных, почвенной фауны.
2. Разработать методологию оценки воздействия различных видов хозяйственной деятельности и ущерба на водных беспозвоночных, почвенную фауну.
3. Разработать среднемноголетние показатели прироста популяций различных видов или групп видов животных.
4. Разработать «коэффициенты реагирования» животных – величину снижения численности, в зависимости от вида и масштаба хозяйственной деятельности.  
5. Усовершенствовать имеющиеся таксы для исчисления размера взыскания за ущерб различным группам животных и разработка новых - для групп животных, по которым такие таксы отсутствуют.
6. Усовершенствовать законодательство по исчислению размера вреда животному миру, порядку его выплаты и целевому использованию.

Центр, исследуя данные проблемы и имея значительный опыт способствующий совершенствованию законодательства в указанной сфере призывает к сотрудничеству федеральные органы государственной власти в ведении которых находятся вопросы по разработке и утверждению такс и методик по исчислению ущерба окружающей среде.


Охрана природы и биоразнообразия в составе Российской Академии Естественных Наук

В 2002 г. генеральному директору Центра В.Г.Кривенко – академику РАЕН с 1999 г. Президиум Российской Академии естественных наук предложил создать Отделение «Охрана природы и биоразнообразия».
    

В состав Отделения вошли лучшие кадры природоохранной науки – В.В.Дежкин, Н.Н.Дроздов, О.К.Гусев, В.М.Галушин, С.Н.Бобылев, В.Д.Федоров, Г.Н.Огуреева, Е.Г.Мяло. Всего 34 ученых. При Отделении сформирован Ученый Совет.    
Работа Центра органически слилась с работой Отделения.
    
Плодотворно развивается просветительская деятельность через всероссийскую телевизионную передачу «В мире животных», под руководством ее бессменного телеведущего Н.Н.Дроздова.

В.Г.Кривенко, В.М.Галушиным под патронажем Н.Н.Дроздова за 5 лет работы Отделения подготовлены телепередачи по самым актуальным проблемам сохранения живой природы России.

 

 






<< Вернуться назад