Телефон/факс:  +7(499) 445-55-74
+7 (915) 475-14-69

1. ОБОСНОВАНИЕ 

Государственная политика России направлена на модернизацию и инновационные прорывы в различных сферах деятельности. На этом фоне политика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по охране биологических ресурсов и биологического разнообразия в целом и, в части информационного обеспечения этой проблемы должна осуществляться на самом современном уровне.

         Ведение государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира – многолетняя политика страны, определенная целым рядом законодательно-нормативных актов, вышедших в 90-е годы прошлого столетия – это Федеральные Законы «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», Постановлением Правительства «О ведении государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира», «О кадастре особо охраняемых природных территорий». Результаты по реализации намеченных действий весьма скромны.

         На современном этапе задачи и первоочередные меры по ведению государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира определены новыми законодательно-нормативными актами:

         ● ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 г.;

         ● Приказ Минприроды РФ «Об утверждении Порядка составления схемы размещения,  использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ, а также требований к ее составу и структуре» № 335 03.08.2010 г.;

         ● Приказ Минприроды РФ « Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства» № 559 от 23.12.2010 г.;

         ● Приказ Минприроды РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» № 963 от 22.12.2011 г.

         На сегодняшний день ведение государственного учета, кадастра и мониторинга  не отвечает современному уровню и требует коренной модернизации. Управление этим процессом должно базироваться на стратегически продуманных организационных и методических принципах. Если близкие по сути исследования – геологические, гидрологические, землеустроительные, оценка техногенных воздействий на природную среду и др. ведутся по разработанным стандартам (ГОСТы, СНИПы), то методология по учету биоресурсов и биоразнообразия выглядит в виде разрозненных, фрагментарных и устаревших документов. В настоящее время, когда компьютерные базы данных и их аналитика во всех сферах жизни стали нормой, систематизация данных учетов животных и среды их обитания до сих пор находятся на примитивнейшем уровне.

         В настоящее время рекомендации как в части использования определенных стандартов (методик), так и в части организационных мероприятий по государственному учету, кадастру и мониторингу животного мира имеют самый общий характер и могут расцениваться весьма не однозначно. С одной стороны научные исследования в этом направлении существенно продвинулись вперед, но из-за отсутствия спроса практики не доведены до уровня конкретных методик. С другой стороны – многие вопросы не разработаны вообще, особенно аспекты организационного характера.

         Коренное изменение ситуации возможно только на базе строго продуманной Стратегии, консолидации сил государственных органов и науки, в результате которых методология и организационная схема работ по государственному учету, кадастру и мониторингу должна быть поднята на современный уровень.

Согласно законодательно-нормативной базы государственный учет, кадастр и мониторинг на территории РФ осуществляется: для охотничьих видов животных, для видов животных занесенных в Красную книгу РФ и субъектов РФ (редкие и исчезающие виды), а на особо охраняемых природных территориях - всех видов позвоночных животных. Особыми документами регламентируется учет морских млекопитающих и ресурсов рыб.

Составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий и внутрихозяйственное охотустройство, а также создание кадастра особо охраняемых природных территорий, при всей специфичности проблемы следует рассматривать как задачу, которая укладывается в рамки государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира.

 

Цели, задачи и пути реализации проблемы

Цель – качественное информационное обеспечение мероприятий по сохранению биоресурсов и биоразнообразия путем системного решения нормативно-методических и организационных вопросов.

 

Задачи, решение которых зависит от информационного обеспечения:

         ● оценка состояния животного мира как основа государственной политики;

  • целенаправленная стратегия и обоснование программ по охране редких и исчезающих видов животных;
  • · обоснование квот добычи используемых видов животных;

         ● оценка воздействий на животный мир при хозяйственном освоении территории и разработка компенсационных природоохранных мер;

         ● выявление и сохранение наиболее ценных по биоресурсам и биоразнообразию природных территорий;

  • картографическое обеспечение выполнения природоохранных задач.

 

Пути реализации:

         1. Создание системы государственного учета, кадастра и мониторинга животных, охотустройства, кадастра особо охраняемых природных территорий.

         2. Совершенствование методических основ государственного учета численности животных и их местообитаний, инвентаризации особо охраняемых природных территорий, охотустройства.

         3. Унификация методов обработки, хранения и систематизации результатов учета животных и их местообитаний для составления государственного кадастра животного мира субъектов РФ и обобщений на федеральном уровне.

         4. Совершенствование организационных основ и координационной деятельности природоохранных госструктур и научно-исследовательских учреждений.

         5. Повышение качества профильного образования – в ВУЗах и среди персонала природоохранных органов.

         6. Максимальное использование научного потенциала.

         7. Получение качественной и унифицированной информации о состоянии животного мира, особо охраняемых природных территориях, охотничьих угодьях в виде региональных и федеральных баз данных. 

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ЖИВОТНЫХ>>>>



<< Вернуться назад