Телефон/факс:  +7(499) 445-55-74
+7 (915) 475-14-69

Новости компании:

Проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и восстановления биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности (Совет Федерации, 27.02.2014)


27.02.2014

Доклад проф. Кривенко В.Г. в рамках конференции "Проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и восстановления биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности" (Совет Федерации, 27.02.2014)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ, КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЖИВОТНОГО МИРА РОССИИ – ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  Кривенко В.Г.

 ● председатель Отделения «Охрана природы и биоразнообразия» Российской Академии Естественных наук;

● руководитель Аналитического Центра мониторинга и кадастра природных ресурсов ВНИИприрода Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

● д.б.н., профессор, академик РАЕН, заслуженный эколог РФ, лауреат международной премии «За охрану водно-болотных экосистем мирового значения».

 Социально-экономическая значимость животного мира

 В условиях рыночной экономики любой природный объект, в плане его социально-экономической значимости, рассматривается с позиций стоимостной оценки.

Применительно к животному миру опыт стоимостной оценки в нашей стране имеется. Ресурсно-стоимостные оценки выполнены весьма тщательно в ряде модельных регионов, что позволило экспертно оценить стоимость животных для всей России.

В нашем случае животный мир - наземные позвоночные – около 900 видов, птицы, млекопитающие, амфибии (лягушки), рептилии (ящерицы, змеи).

Государственный учет, кадастр и мониторинг животного мира

 

            В последние десятилетия политика Правительства России в области государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира можно оценить как последовательную, но малоэффективную, а в отдельных случаях – как ошибочную.

Законодательно-нормативные акты 2010-2012 гг. определяют суть новой государственной политики – передача использования животного мира субъектам РФ, в том числе и ведение государственного  учета, определение квот добычи охотничьих видов.

            За федеральным органом – Минприродой РФ – сохранены лишь функции формирования общей политики по рассматриваемому объекту, которые в целом носят рекомендательный характер.

            В результате этого на сегодняшний день мы имеем следующую картину:

            ● многие субъекты РФ специально завышают данные учетов, чтобы получить больший лимит добычи;

             ● в большинстве субъектов РФ отсутствуют высококвалифицированные кадры для качественных учетов.

            Именно на последнем тезисе мы обращаем Ваше внимание.

Необходимость приоритета федеральных органов в государственном учете животных

 

Отделение «Охрана природы и биоразнообразия» РАЕН инициировало письмо-обращение на президента РФ и председателя правительства РФ, в котором обосновываются положения о необходимости приоритета федеральных органов в государственном учете животных.

Данная аргументация выглядит следующим образом:

1. Охотничьи животные – как мигрирующий ресурс. Из 185 видов охотничьих птиц и зверей подавляющее их число – мигрирующие животные.

В течение года 75 видов животных, меняя места размножения и зимовок, обитают на территории не менее 2-3-х субъектов РФ (лось, кабан, дикий северный олень, косуля, сайгак, песец, куриные птицы). Другие 110 видов (утки, гуси, кулики) во время миграций пересекают границы десятков субъектов РФ.

2. Расчет лимитов добычи охотничьего видамежрегиональная проблема.

Ресурс мигрирующего вида животного в конкретном субъекте РФ складывается из особей, размножавшихся в данном районе и из особей, мигрирующих через данный район в осенний период.

Квоты добычи любого вида животного для каждого конкретного субъекта РФ должны рассчитываться путем обобщения ресурсной информации по группе субъектов РФ, что возможно только на федеральном уровне.

3. Федеральная ответственность за особо охраняемые виды животных, другие группы видов.

Более половины видов животных охраняются в рамках Красной книги РФ, списка МСОП, Международных Конвенций. Их охрана – задача федерального уровня. Россия как государство и его соответствующие государственные структуры (Минприрода РФ, Росприроднадзор РФ), отвечая на национальном и международном уровнях за состояние биоразнообразия и биоресурсы не имеют права на пассивную позицию в вопросе качества информации, представляемой из субъектов РФ. Таковая ответственность должна быть возложена, в первую очередь на федеральные органы.

4. Мониторинг животных, носителей опасных инфекционных заболеваний.

Борьба с опасными инфекционными заболеваниями человека и сельскохозяйственных животных – птичий грипп, африканская чума, гемморагическая лихорадка – переносчиками которых потенциально являются дикие птицы и звери – также задача федерального уровня.

5. Организационные вопросы государственного учета и мониторинга охотничьих животных.

Государственный учет животных в масштабах России – сложный комплекс мероприятий. При огромных площадях субъектов РФ учет животных возможен только на пробных или контрольных площадях. Такие контрольные площади составляют от 3 до 9% того или иного субъекта. Эти учетные данные экстраполируются на всю площадь субъекта. Именно поэтому любая не корректность на любом этапе учета приведет к большим ошибкам в оценке запасов того или иного вида животных.

Подавляющее большинство этапов учетов требует высокой квалификации. Их выполнение должно осуществляться единым многоп-рофильным научным коллективом высоко-квалифицированных специалистов, с приме-нением современных инновационных техно-логий. В большинстве субъектов РФ такие кадры отсутствуют.

Кардинальное изменение ситуации возможно только на базе строго продуманной Стратегии, консолидации сил государственных органов и науки.

Такая Стратегия разработана в 2012 г. по инициативе Российской Академии Естественных наук и передана Министерству природных ресурсов и экологии РФ для последующей доработки и утверждения.

Согласно проекта Стратегии, большинство этапов учетных работ в настоящее время наиболее качественно и с меньшими финансовыми затратами целесообразно выполнять на федеральном уровне. 

Предложения для рекомендаций

 1. Правительству РФ

Внести изменение в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отделение законодательного акта РФ.

 Закрепление приоритета за федеральными органами власти в части государственного учета животного мира, определению норм добычи охотничьих видов, стратегии борьбы с опасными инфекционными заболеваниями.

 2. Министерству природных ресурсов и экологии РФ

Доработать и утвердить на правительственном уровне Стратегию государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира.

Кадастровая информация о животном и растительном мире как основа юридической защиты особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.) ООПТ любого ранга получает официальный статус только после разработки специальных обоснований и прохождении ими государственной экологической экспертизы. На это положение многие годы не обращалось внимания при организации региональной сети ООПТ. В результате данного Закона многие ООПТ, созданные после 1994 г., оказались «де-юре» незаконными. Этим пользуется промышленное лобби, когда нужно ликвидировать тот или иной заказник. Эта опасная тенденция уже обозначилась на практике - ликвидировано ряд заказников регионального значения Камчатского Края и Ямало-Ненецкого АО.

 Предложения для рекомендаций

Внесение в ФЗ «Об экологической экспертизе» - исключение необходимости прохождения экспертизы для проектов, обосновывающих создания ООПТ различного ранга.

Кадастровая информация о животном и растительном мире как основа оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду ООПТ.

Как известно, планируемой хозяйственной деятельности предшествует разработка проектной документации, которая проходит государственную экологическую экспертизу. В настоящее время состав показателей и полнота информации о состоянии животного и растительного мира для рассматриваемых целей не конкретны.  По этой причине такая информация в проектах имеет низкое качество, а оценка воздействия и компенсационные мероприятия носят формальный характер и мало эффективны на практике.

 Предложения для рекомендаций

 Для Росприроднадзора РФ

Доработать нормативные базы в части:

            1. Состав показателей и методологии оценки состояния животного и растительного мира при составлении проектной документации при освоении природных ресурсов, предоставляемой на государственную экспертизу.

            2. Методология оценки воздействия хозяйственной деятельности на животный и растительный мир и разработке соответствующих компенсационных мер.

Водно-болотные угодья международного значения - как особой объект охраны биоразнообразия.

Водно-болотные угодья (озера, реки, болота, морская литораль) - это питьевой ресурс; источник орошаемого земледелия и ряда промышленных технологий; регулирование поверхностного стока и климата, резерват биоразнообразия и биоресурсов, в том числе водных биоресурсов.

 Предложения для рекомендаций

Внесение изменений в федеральные законодательные акты (ФЗ «Об особо охраняемых природных территорий» № 1584587-5 или в Водный кодекс) понятно или категорию – водно-болотное угодье международного значение, федерального значение, регионального значения – как категорию ООПТ.

 



<< Вернуться назад