Телефон/факс:  +7(499) 445-55-74
+7 (915) 475-14-69

Гармонизация экологического законодательства и нормативной базы


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 КОНФЕРЕНЦИЯ

«Проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и восстановления биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности»

 Москва, ул. Б.Дмитровка, 26, зал 700                                             27 февраля 2014 года, 11-00

Проект

РЕКОМЕНДАЦИИ

 Обсудив с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей бизнеса, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения сохранения и восстановления биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности в Российской Федерации, участники Конференции отмечают следующее.

За прошедшее столетие, вследствие возрастания техногенного влияния, процесс разрушения экосистем стремительно увеличил свои темпы. Утрата биоразнообразия и экосистемных услуг непосредственно влияет на экономическое развитие любой страны.

К факторам сокращения биологического разнообразия относятся: изменение (деформация) сред обитания; биотический обмен, приводящий к распространению чужеродных (инвазивных) видов и болезнетворных организмов; использование азотосодержащих удобрений; антропогенное изменение климата. По каждому из этих направлений мировое сообщество прилагает усилия по разработке и заключению соответствующих международных договоров и соглашений. Однако нескоординированность усилий часто приводит к противоречиям прав и обязанностей участников различных международных договоров. Наглядный пример - Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года и Рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992 года, которые разрабатывались в рамках двух различных институциональных структур (ЮНЕП и ВМО) и не приняли в расчет взаимосвязь и взаимообусловленность регулируемых ими глобальных проблем. В условиях глобализации необходима научно обоснованная гармонизация экологического законодательства и обязательных экологических требований государств-участников межгосударственных объединений.

Низка эффективность реализации международных экологических норм. Приоритет экономических интересов над экологическими, их несбалансированность приводят к утратам компонентов природной среды, которые зачастую не восполняются. Об этом свидетельствует и экологическое состояние России, где рост загрязнения и истощение природных ресурсов ведут к дестабилизации биосферы, утрате ею целостности, биоразнообразия и качества природной среды, разрушению экологических систем.

Российская Федерация, территория которой занимает 1/6 часть мировой суши, призвана играть важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия планеты: на ее территории сохраняется крупнейший массив природных экосистем и представлена значительная часть мирового видового разнообразия; свыше 60% территории России остаются фактически не затронутыми антропогенным воздействием. Фауна страны насчитывает около 270 видов млекопитающих (7% от мирового количества), 732 видов птиц (17%), около 75 видов рептилий (1,2%), 27 видов амфибий (0,6%), более 500 видов рыб (2,5%), более 20000 видов высших растений (8%). Охотничьи ресурсы составляют значительную часть природного капитала Российской Федерации: это более 80 видов млекопитающих и 144 видов птиц. Охота, как вид природопользования, является неотъемлемой частью культуры большинства народов нашей страны, а также основным источников жизнеобеспечения коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

Важнейшим инструментом, обеспечивающим предотвращение и минимизацию угроз биологическому разнообразию и природным ресурсам, является действенное нормативно-правовое обеспечение сохранения и восстановления биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности.

В настоящее время в России реализуется проект ПРООН/ГЭФ-Минприроды России 00077026 «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России», основной задачей которого является внедрение принципов сохранения биоразнообразия в политику развития российского энергетического сектора и в деятельность энергодобывающих компаний посредством экспериментальных мероприятий на шести демонстрационных территориях: Ненецкий автономный округ. Республика Саха (Якутия), Астраханская область (Северный Каспий). Сахалинская область, Республика Хакасия, Кемеровская область.

В целях обеспечения системного подхода к решению проблем нормативно-правового регулирования в сфере создания экономически эффективных институциональных и организационных условий в области обеспечения сохранения и восстановления биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности, участники Конференции рекомендуют:

 1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона «О сохранении и восстановлении биологического разнообразия».

1.2. Ускорить принятие проектов федеральных законов:

№ 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»;

№ 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».

2. Правительству Российской Федерации:

2.1.      Учесть рекомендации Резолюции, принятой на заключительном пленарном заседании IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды 4 декабря 2013 года.

2.2.      Ускорить принятие проекта Стратегии развития охотничьего хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, внесенного в Правительство Российской Федерации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

2.3.      Обеспечить законодательное закрепление полномочий и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля и надзора в области обеспечения генетической безопасности, предусмотрев установление требований к введению в окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), к их оборотоспособности (производству, хранению, импорту-экспорту, транспортированию и реализации) и обязав производителей и распространителей генетически модифицированных продуктов информировать потребителей о наличии в них ГМО путём нанесения на упаковочный материал соответствующей маркировки.

2.4. В целях защиты отечественного семеноводства:

-внести дополнения в статью 30 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», устанавливающие, что оборот партий семян сельскохозяйственных растений осуществляется при наличии документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, при условии, что сорта (гибриды) семян сельскохозяйственных растений включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию;

-  ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений»;

-  утвердить               Административный                регламент              исполнения Россельхознадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.

2.5. Ускорить разработку проекта федерального закона «О промышленной

политике в Российской Федерации».

2.6.       Ускорить рассмотрение проекта Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, предусмотрев введение обязательного экологического страхования в целях реализации норм Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части экономического регулирования природоохранной деятельности.

2.7.       Содействовать гармонизации экологического законодательства и нормативной базы Российской Федерации с законодательством и нормативной базой государств-участников СНГ и стран - членов ЕС, а также с международными соглашениями в области охраны окружающей среды.

2.8.  Включить в состав Единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренной статьей 63.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подсистему «Государственный мониторинг биотических компонентов окружающей среды».

2.9.     Рассмотреть вопрос о ратификации Российской Федерацией Картахенского Протокола по биобезопасности.

 3.  Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

3.1. Рассмотреть возможность внесения изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков) в части организации работ по сохранению биоразнообразия.

4.    Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

4.1.     Разработать Стратегию государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

4.2. Применительно к реализации Проекта ПРООН/ГЭФ-Минприроды России 00077026 «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» рассмотреть возможности апробации на шести демонстрационных территориях (Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Астраханская область (Северный Каспий), Сахалинская область, Республика Хакасия, Кемеровская область) механизма обязательного экологического страхования, предусмотрев разработку соответствующего пакета документов, в том числе унифицированной методики оценки и возмещения ущерба окружающей среде и биоразнообразию.

4.3.   Во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ускорить работу по подготовке и утверждению нового перечня объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации».

4.4.   Во взаимодействии с другими заинтересованными органами государственной власти усовершенствовать в 2014 - 2017 годах правовые и методические подходы по охране окружающей среды в части сохранения биоразнообразия по следующим направлениям:

 -  при разработке нормативной правовой базы, направленной на развитие процедур и механизмов оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки, выделять задачи сохранения биоразнообразия, определяя критерии и меры, направленные на снижение негативного воздействия на биоразнообразие;

-  при совершенствовании организации и проведения производственного экологического контроля (в развитие требований статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») обеспечить подготовку нормативных правовых актов и методических рекомендаций, предусматривающих осуществление хозяйствующими субъектами контроля (мониторинга) за состоянием биоресурсов и мероприятий по их сохранению в зоне воздействия производственной деятельности (на всех этапах жизненного цикла предприятия), а также контроля балластных вод в портах и временных морских сооружениях по доставке грузов при реализации проектов по добыче углеводородов;

-   при совершенствовании порядка подготовки плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предусмотреть общие и специальные требования к сохранению водных и наземных биоресурсов и среды их обитания;

- осуществить разработку механизмов и методик реализации требований об исключении негативного воздействия хозяйственной деятельности на биоразнообразие и требований к осуществлению компенсационных мероприятий, обеспечивающих как превентивные меры по сохранению биоресурсов, так и направленных на восстановление утраченных биоресурсов в результате хозяйственной и иной деятельности;

 5. Ассоциации экологического страхования:

5.1.   Разрабатывать страховые услуги по различным видам экологического страхования.

5.2.   Содействовать развитию добровольных видов страхования в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

5.3.   Участвовать в организации подготовки и переподготовки кадров и научном обеспечении экологического страхования.

 6. Институту проблем регионального развития:

6.1. При проведении Российского промышленно-экологического форуме «РосПромЭко-2014»    уделить    особое    внимание    обсуждению   проблем сохранения и восстановления биологического разнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности.



<< Вернуться назад