Телефон/факс:  +7(499) 445-55-74
+7 (915) 475-14-69

РЕСУРСЫ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ОХРАНЫ
В.Г.Кривенко, В.Г.Виноградов, В.Б.Петрунин

Resources of water birds in Russia and problems of their conservation

V.G.Krivenko, V.G.Vinogradov, and V.B.Petrunin

Россия является важнейшим в Северной Евразии районом размножения и линьки водоплавающих птиц. Здесь имеются огромные территории, практически не затронутые хозяйственной деятельностью. В последние годы, по мере потепления климата в южных районах страны увеличивается число водоплавающих на зимовках.
В 1995-2001 гг. в России выполнена программа «Создание системы мониторинга и охраны водоплавающих птиц России». Координацию работ осуществлял Центр по изучению мигрирующих животных Евразии под патронажем Министерства природных ресурсов РФ. В работе приняло участие 65 регионов (всего в России 89 административных регионов).
На стадии обобщения результатов финансовая поддержка Программы была оказана Wetlands International. Пользуясь случаем, выражаем признательность за эту помощь господам МакКвейгу и Марселю Сильвиусу.

Цели реализации программы
1.    Выяснение запасов всех видов водоплавающих птиц на конец сезона размножения по каждому субъекту РФ и по природным районам.
2.    Выяснение основных путей миграций водоплавающих птиц в осенний период (период охоты).
3.    Выяснение масштабов добычи водоплавающих и охотничьей нагрузки на водно-болотные угодья.
4.    Совершенствование системы охраны местообитаний – водно-болотные угодья и регулирование охоты.
Сбор информации осуществлялся различными способами. В ряде регионов реализованы специально финансируемые программы, в других регионах – эксперты обобщали личные материалы и литературные данные. Для ряда трудно доступных регионов оценка ресурсов птиц выполнена через экспертные оценки.
Оценка добычи водоплавающих – осуществлялась путем реализации специальной федеральной программы (Молочаев, 2000). Такая же отдельная программа выполнялась под патронажем Wetlands International по инвентаризации особо ценных водно-болотных угодий (Водно-болотные угодья России, т.3, 2000).
Таким образом, настоящий доклад представляет собой многолетний труд огромного числа российских ученых и ключевых государственных природоохранных организаций.
Вся полученная информация систематизирована в специальную компьютерную базу данных. Ее русская и английская версии помещены в Интернет, для использования и дальнейшего пополнения.

Полученные результаты

Оценка ресурсов водоплавающих птиц.
Последние два десятилетия природная ситуация в России для воспроизводства водоплавающих птиц положительна. В этот период развитие вековой прохладно-влажной фазы климата (Кривенко, 1991, 2003) обеспечивало высокую обводненность водно-болотных угодий и преобладание в их многолетней динамике ранних и средних стадий сукцессий. В результате спада сельскохозяйственного и промышленного производства снизилось загрязнение водоемов. Резко снизились темпы освоения северных территорий. Рост цен на бензин и боеприпасы, при существенном снижении заработной платы населения, существенно уменьшили пресс охоты на водоплавающих.
При оценке численности водоплавающих птиц территория России разделена на 47 природных районов. Одновременно использовано административное деление страны (89 субъектов Федерации)
Современная численность водоплавающих птиц России (гусеобразные – 56 видов и лысуха) оценена на период окончания сезона размножения в 80-90 млн. особей (табл. 1). Приблизительно на таком же уровне она находилась и 20 лет назад.
Картина численности отдельных видов водоплавающих весьма разнообразна. Запасы таких видов как чирок-свистунок, шилохвость, хохлатая чернеть составляют 7,5 – 10,0 млн. особей каждого вида, у других видов численность колеблется от 0,5 до 5,0 млн. особей, у ряда видов численность была менее 100 тыс. и значительно меньше.
Картина распределения запасов отдельных видов птиц, а также суммарная их численность систематизированы в цифровой базе данных и в картограммных вариантах.
В картограммах использован показатель «число особей на 100 кв. км». Показатели суммарного запаса всех видов водоплавающих птиц имеют максимальные значения в Западной Сибири, в Европейской части России в ее северных и южных районах,  колеблясь от 1,5 до 3 тыс. особей на 100 кв. км.
В низкопродуктивных районах, таких, как, например, Плоскогорья Восточной Сибири, плотность населения птиц в 50 – 100 раз ниже – менее 35 особей на 100 кв. км.
Полученная нами степень детализации картины размещения водоплавающих ресурсов по территории страны различна. Во многих случаях эта картина выполнена в детальном варианте – например, в Волго-Ахтубинской пойме; в Республике Башкирия; на Европейском Севере; в Западной Сибири; в Якутии. Для малоизученных территорий оценка численности птиц выполнена только на природные регионы и административные районы.
Распределение численности отдельных видов птиц в картограммах построены на базе схемы природного районирования.

Тенденции изменения численности отдельных видов.
Информация по регионам, где имеются наблюдения за продолжительные отрезки времени показывает, что численность водоплавающих птиц изменяется в режиме периодических подъемов и снижений или циклов, продолжительностью в 9 – 11 и 30 – 35 лет. Такой характер динамики прослежен, например, в тундрах Европейского Севера.
Аналогично изменяется численность водоплавающих на водоемах лесостепи юга Западной Сибири и в ряде других районов.
На модельных районах прослежено, что численность птиц при многолетних колебаниях существенно перераспределяются в пространстве. Так, например, в среднем течении Оби  в многоводные годы птицы выселяются из поймы на водно-болотные угодья водоразделов и наоборот, в маловодные годы птицы концентрируются в пойме, покидая водоразделы.
По тенденциям состояния популяций выявлено ряд групп видов: виды - с относительно стабильной численностью; виды – с тенденцией роста численности; виды - со слабым сокращением численности; виды - с выраженным сокращением.


Выявление путей миграций.
Эти результаты представляют собой обобщение ранее известных данных (компиляции). Для Срединной части России картина миграций водоплавающих изучена весьма детально. Здесь известны основные места скоплений мигрирующих птиц, интенсивность миграций на различных участках пролетных трасс.
Для Азиатской части России составлена только картосхема общих направлений миграционных потоков.
Цель составления схем путей осенних миграций водоплавающих птиц - это обоснование квот добычи по пролетным путям. При решении этой задачи разработана модель движения ресурсов водоплавающих. В частности  осуществлен расчет сколько на территории конкретного административного района РФ с конца лета и за осенний период обитает: местных птиц; сколько прилетает из более северных районов; сколько движется далее по основной трассе пролета и сколько отлетает от генерального направления миграций за его пределы.
При значительной условности (приблизительности) таких расчетов, последующее совершенствование такой модели – перспективное направление управления охотой на водоплавающих птиц.

Добыча водоплавающих.
Объем добычи водоплавающих птиц на территории всей России определяется Федеральным Департаментом по регулированию и развитию охотничьих ресурсов. Наиболее полные данные получены в 1998 – 1999 гг.
Эта информация проанализирована нами по самым различным параметрам. В частности определялись:
•    число охотников на 1000 жителей России;
•    число охотников на 1000 кв. км водно-болотных угодий России.
Из этих показателей рассчитан показатель потенциальной нагрузки охоты на водоплавающих. Максимальные нагрузки охоты наблюдаются в Центральных и Южных регионах Европейской части России.
Общая картина добычи птиц  показывает, что в России ежегодно добывает (в основном осенью) 7 – 7,5 млн. водоплавающих птиц. Суммарно это составляет 9 % от осенней численности, гусей – 18,3 %. Двадцать лет назад эта цифра составляла 9,0 млн. особей.
Согласно расчетам профессора Исакова (1972) на территории годового пребывания водоплавающих птиц допустимо изъятие 30-40 % их запасов. Из этих данных очевидно, что в России, где воспроизводятся запасы водоплавающих – их добыча в объеме 9 % - небольшой показатель.


Современная охрана и регламентация использования водоплавающих

Современная территориальная охрана водно-болотных угодий России очень разнообразна.
В стране имеется 35 Рамсарских угодий, с площадью 98520 кв. км.
Число заповедников, в которых охраняются водно-болотные угодья – более 70.
В каждом административном районе России имеются от 3-х до 10-ти зоологических заказников, 1 – 5 общеэкологических и ландшафтных заказников и от 1 до 20 гидрологических заказников. Кроме того, в каждом регионе имеется от 10 до 150 экологических и водоохраных памятника природы, треть из которых охраняет ценные водные объекты. Их площадь обычно невелика, но роль в охране водно-болотных угодий вполне ощутима. Многие из перечисленных охраняемых территорий являются резерватами для водоплавающих птиц. Общая площадь занимаемая особо охраняемыми природными территориями в отдельных регионах колеблется от 2 до 25%.
Особую роль играют также водоохранные зоны. В них действуют ограничения по хозяйственной деятельности, особенно по загрязнениям и рубкам лесов. Статистика по ним очень не полна. Но, например, в Волгоградской области имеются 79 таких участков, а площадь 30-ти из них составляет 782,6 кв. км.
В настоящее время ведется работа по расширению сети рамсарских угодий. Подготовлен «теневой список», включающий 165 угодий и обоснована следующая очередь в 46 угодий для внесения в Список  водно-болотных угодий международного значения (рис. 17).
Подготовлен проект федерального закона «О водно-болотных угодьях», который обсуждается в государственной Думе.
Охота на водоплавающих птиц в России. Достаточно жестко регламентирована. Она открывается в конце августа и заканчивается в конце ноября. В большинстве регионов период осенней охоты не превышают 2,5 месяца, а в северных районах – 1 – 1,5 месяцев.
Весенняя охота, продолжается не более 10 дней. Регулярно она открывается в северных районах страны. Спонтанно (по решению местных властей) весенняя охота открывается в центральных и некоторых других районах. Нормы добычи водоплавающих птиц осенью на одного охотника за один выезд  на охоту в разных регионах чаще всего составляют до 5 уток и 1 - 2 гусей.
Современные высокие цены на бензин, охотничьи боеприпасы, при весьма низком уровне заработной платы являются также мощным сдерживающим фактором пресса охоты на водоплавающих птиц.
Охарактеризованные ограничения и ранее названный масштаб добычи птиц во время охоты (9 % от общих запасов) позволяют утверждать, что регламентация охоты в России более жестка, чем в большинстве стран мира.

Проблемные вопросы ближайшего будущего

Согласно концепции циклических изменений климата и общей обводненности (Кривенко, 1991, 2003), в ближайшие годы в Северной Евразии ожидается развитие вековой тепло-сухой фазы климата, которая будет продолжаться не менее 10 лет. Эта природная тенденция существенно сократит площадь водно-болотных угодий России и их качество как местообитаний птиц. На эти же годы прогнозируется и существенный рост промышленности при весьма низких, загрязняющих технологиях.
С позиций вышесказанного система регламентации использования и охраны водоплавающих птиц России должна исходить из особенностей страны, ее природы и социума. Основные предпосылки к таким действиям следующие (рис. 18):
1.    Россия, имеет огромную территорию с крайне разнообразной природой, высоким разнообразием хозяйственных укладов и социальных структур общества. В соответствии с этим крайне разнообразны типы взаимодействий общества и хозяйства с водоплавающими птицами и водно-болотными угодьями. Имеющиеся многие типы охотничьего хозяйства (более 10) различаются между собою больше, чем все разнообразие охотничьего хозяйства всех стран Европы.
2.    Уровень воздействия хозяйственной деятельности на водоплавающих птиц колеблется в России от практически нулевого до уровня наиболее развитых стран Запада.
3.    Охота на водоплавающих птиц в ряде регионов России является важной частью социальной, культурной и хозяйственной жизни.
4.    Основная охота на водоплавающую дичь в России производится на пролетных птиц. В очень небольшом масштабе  охота ведется в начале зимовочного периода.
5.    Континентальные пролетные пути водоплавающих птиц в Евразии имеют сложную конфигурацию, часто пересекаются и их существенно меняются по годам.
6.    Население России бедно и в массе своей не в состоянии дорого платить за услуги и товары.
7.    В силу особенностей исторического развития России, в ее народе не заложены глубокие психологические корни законопослушания.
8.    Местные общины в России не имеют значительного социального веса. Они не являются юридическими лицами и практически не участвуют в принятии решений по природопользованию на своей территории.
9.    Россия является основным «поставщиком» водоплавающих птиц основной массе охотников Восточного полушария.
10.    Сроки охоты и возможности изъятия водоплавающих птиц российскими охотниками минимальны по отношению к охотникам других стран Восточного полушария.
Учитывая перечисленные особенности, можно выявить основные принципы дальнейшего совершенствования системы управления охотой на водоплавающих птиц и охраны водно-болотных угодий (рис. 19).
1.    Принцип региональности. Все меры по совершенствованию системы управления и охраны должны быть проработаны до регионального уровня – административных районов страны. Не может быть рецептов, подходящих для всей России! Этот принцип также вытекает и из Конституции страны, ее федеративного устройства.
2.    Принцип учета «вклада». Планирование охоты и охраны должно учитывать реальный «вклад» регионов в воспроизводство, причем как непосредственный (создание ООПТ, биотехния и т.п.), так и «природный» - сохранение нетронутых территорий. Этот принцип вытекает также из разрабатываемого в настоящее время международным сообществом принципа учета экологических услуг.
3.    Принцип «сохранения корней». Планирование охоты и охраны должно учитывать роль охоты в жизни местного населения, не допуская ломки традиционных укладов. Принцип базируется на усилиях ООН по сохранению традиционного образа жизни общин.
4.    Принцип квотирования. Планирование охоты и охраны должно базироваться на основании детального изучения перемещений ресурсов птиц, с выделением для каждого региона четко указанной квоты изъятия.
5.    Принцип оперативности. Планирование охоты должно исходить из условий года, так как в некоторые годы самые активные пролетные пути могут использоваться лишь небольшим количеством птиц (например, 2001 и 2002 гг. на Европейской части России). Эти особи важны для сохранения у популяции «территориальной памяти», а последствия их элиминации могут быть роковыми как для сохранения самих птиц, так и охоты.
6.    Принцип справедливости. Планирование охоты должно исходить из того, что все граждане России имеют в рамках закона право на охоту, поэтому недопустимы мероприятия, приводящие к сильному росту затрат охотника.
7.    Принцип максимизации контроля. Основной проблемой России является не отсутствие хороших законов (таковых довольно много), а их исполнение. Поэтому основные усилия при планировании системы управления должны быть направлены на создание эффективных мер проверки исполнения правил и решений, разработанных управляющей системой.
8.    Принцип участия местного населения. Система управления охотничьим хозяйством и охраной природы должна иметь механизм диалога с местным населением при принятии решений, касающихся природопользования на конкретной территории. Сейчас это – общий принцип международных конвенций по охране природы. В России такой механизм отсутствует и его надо создать. Последние два принципа касаются не только и не столько России, сколько - всего Восточного полушария.
9.    Принцип учета экологических услуг. Из России в западные и южные страны каждую осень отлетают не менее 70 млн. особей водоплавающей дичи, которая родилась, размножалась и линяла в этой стране. На этих ресурсах базируется почти вся охота на водоплавающих птиц в Восточном полушарии. С позиций сказанного усилия России по сохранению водно-болотных угодий и водоплавающих птиц осуществляются не только и даже не столько ради охотников России (для них этот ресурс относительно мало доступен), сколько для охотников Запада и Юга. Характерно, что в Планах действий Афро-Евразийского соглашения по водоплавающим абсолютно доминируют мероприятия по охране на местах гнездования и линьки и игнорируются таковые на местах зимовок. Между тем, это – работа на общее благо и она должна компенсироваться.  Настоящий тезис совпадает с международным принципом учета экологических услуг.
10.    Принцип равной доступности к разделяемому ресурсу. Этот тезис принят всюду в международном праве. На нем базируется система регулирования охоты на водоплавающих Севроамериканского континента. Но! Этот принцип абсолютно игнорируется в Восточном полушарии, в том числе и международными соглашениями (например,  AEWA).
Охотники России находятся в неравных условиях с охотниками стран Юга и Запада, хотя груз ответственности несут в большей степени. В Северной Америке самые большие сроки охоты – в Канаде, наиболее короткие – в Мексике. В Восточном полушарии все происходит наоборот. Необходимо коренное изменение этой практики. Пока AEWA не провозгласит своей целью создание научно обоснованной, справедливой и соответствующей международному праву системы регулирования охоты в зоне своей ответственности, эффективность сотрудничества в Восточном полушарии, включая вопрос вступления России в это соглашение, представляется весьма проблематичным.


 



<< Вернуться назад